Русская мебель XIX века: от ампира до модерна

Русская мебель в XIX веке прошла путь от позднего классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов XIX века стили в мебели, в соответствии с характерным для этого времени историческим принципом (или принципом эклектики), изменяются чуть ли не каждое десятилетие, а в пределах одного дворца, но в разных комнатах (в зависимости от их функционального назначения), могут cосуществовать "неогреческая", "необарочная" и "мавританская" мебель.

В мебели первого десятилетия XIX века тенденции, наметившиеся во второй половине XVIII века, получают свое дальнейшее развитие. Это время позднего классицизма, который отчетливо выражен, например, в мебели, создаваемой в различных мастерских по проектам архитектора А. Воронихина.

 

 

Русская мебель 20-30-х годов XIX века создавалась в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за победой в войне с Наполеоном. В создании предметов убранства домов и дворцов этого времени важную роль сыграли архитекторы ампира, мастера блестящих зданий и ансамблей К. Росси и В. Стасов. Мебель 1820-30-х годов тесно связана в своих принципах построения и декора с архитектурными формами и с античным искусством.

В 30-40-е годы XIX века утяжеляются формы мебели, декор упрощается. Для ее создания используются красное дерево, орех, палисандр, ясень, а также простые породы дерева, тонированные под дорогие.

В качестве украшения сохраняется рельефная резьба с теми же мотивами, что и в первой трети XIX века, но теперь она имеет общий тон с самим предметом, а не тонируется и не золотится. Иногда в прорезях спинок и накладной ажурной резьбе на зеркальных дверцах шкафов появляются готические мотивы. Для обивки впервые начинают использовать ситец (сначала английский, потом русского производства).

В 1850-60-е годы появляется мебель новых форм и конструкций, которая была названа именем Гамбса, владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга. Впервые образцы этой мебели были показаны в 1849 году на выставке промышленных изделий Российской империи; они повторяли барочную конструкцию и декор, по контуру часто располагался ободок сложного профиля, а ножки и спинки украшались полированной резьбой.

В это время в моду входят стеганые спинки, а обивка мебели подбирается в цвет с обивкой стен (часто это ситец одного рисунка и расцветки). Одна из главных особенностей этой мебели - комфортабельность.

Мебель в духе позднего барокко бытовала в России до конца XIX века, часто в сочетании с элементами других стилей. 1860-1890-е годы - время эклектики. В гостиных часто ставили золоченую мебель, украшенную резными цветами, завитками и раковинами; большое распространение получила золоченая бронза, мало популярная в России раньше.

Мебель украшалась фарфоровыми медальонами и накладками, а также инкрустациями с цветочными орнаментами и пасторальными сценами - после долгого перерыва инкрустации разными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами снова получили распространение в мебели. Теперь часто стали применять недавно изобретенные химические массы, имитировавшие по цвету и рисунку черепаховый панцирь, что дало возможность подражать изделиям дорогой мебели предшествующего времени в технике Буль, избегая больших материальных затрат. Наиболее распространенные обивки - разноцветные штофы, полосатый и гладкий бархат, "шпалерные" ткани, подражавшие тканям XVIII века; обивка дополнялась тесьмой сложного плетения.

В гостиных 70-80-х годов появилась так называемая "кутаная" мебель: грубо сделанная конструкция была скрыта под слоем волоса и обивочной ткани. Все это дополнялось оборками, драпировками, сетками с кистями и бомбошками, многоярусной бахромой, шнурами и проч. В кабинетной и столовой мебели этого времени распространились гарнитуры, подражающие мебели эпохи Возрождения и западноевропейского барокко XVIII века. Ее дополняли резьбой, сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI-XVII вв. испанской, итальянской и французской работы. В одном гарнитуре могли сочетаться элементы барокко, рококо и классицизма.

В последней трети XIX века особое место заняла мебель в "русском" стиле, подражавшая народным формам. Ею часто оформляли столовые: обеденный стол на высоком подстолье, резные стулья тяжелых прямоугольных форм, обитые кожей и парчой, буфет, похожий на ларь или поставец.

В архитектуре и декоративном искусстве рубежа XIX-XX веков развивается стиль модерн в сочетании с использованием древнерусских и народных форм и орнаментов. Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели - стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые полутона; часто используется техника аппликации.

В конце XIX века в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, была создана кустарная мастерская по обработке дерева, которой руководила Е. Д. Поленова. Вместе с другими художниками она изучала русскую народную мебель, собирала ее и создавала свою мебель с использованием народных форм, русского геометрического и растительного орнамента. Мебель, сделанная Поленовой, характеризуется наличием резных орнаментов, близким декору русских прялок; мебель братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых сочетает детали русской народной мебели с "сочной" резьбой.

В 1903 году в усадьбе Талашкино, принадлежавшей М. К. Тенишевой, были открыты художественные мастерские, где работали Н. К. Рерих, М. В. Врубель, С. В. Малютин. Там создавалась мебель, в которой дух русской сказки, выраженный в растительных орнаментах и резьбе в виде фантастических животных, переплетался с формами, близкими северному модерну.

В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.

Для стульев этого времени характерны спинки в виде сквозной решетки с вертикальными вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на них блеклыми розами и др. цветами (таков, например, стул, сделанный М. Ф. Якунчиковой). В это же время часто копировался французский ампир.

 

По-новому располагается теперь в мебели для сиденья проножка: очень близко к царге, соединяясь с ней несколькими вертикальными планками. Из пород дерева чаще всего используются красное дерево и карельская береза. Стилизация осуществляется по всем параметрам: формы, породы дерева, характер обработки, декор, рисунок и расцветка обивки. В создании мебели неоклассицизма важную роль сыграли архитекторы начала XX века - И. А. Фомин, В. А. Щуко и др. Они создавали интерьеры особняков и квартир вместе с мебелью.